Меню сайта

Форма входа

плеер

Категории раздела
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15

Главная

Мой профильРегистрация

ВыходВход
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт старшего воспитателя
 Медведевой Ирины

Пятница, 19.04.2024, 20:04
Главная » Статьи » Мои статьи

Семья как социальный институт духовно-нравственного формирования ребенка

Семья  как социальный институт духовно-нравственного формирования ребенка

 

У каждого человека на земле есть самое родное место - то, где находится его отчий дом. В нём живут самые добрые и прекрасные люди в мире - его семья: мама и отец братья, сестры, бабушки и дедушки. Мы верим: любовь нашей семьи столь велика, что близкие всегда придут нам на помощь, оберегут от опасностей, подскажут, как следует поступить. Любовь близких безгранична: они верят, что мы хорошие, добрые, честные, старательные... самые-самые лучшие! Они нас очень любят и отдают всё тепло своих сердец. Так было во все века, есть и будет всегда.

Семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой  духовно-нравственного формирования личности ребенка и глав­нейшим институтом воспитания, отвечающим не толь­ко за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни.

Семью можно определить как обладающую исто­рически определенной организацией малую соци­альную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и вза­имной моральной ответственностью, и социальная не­обходимость в которой обусловлена потребностью об­щества в физическом и духовном воспроизводстве населения (А.Г. Харчев).

           Семья представляет своего рода «элементарную части­цу» общества. Будучи особой самостоятельной частью, Она в то же время тесно связана с определенной соци­альной средой и от нее зависит. В семье находят отра­жения все основные достижения, трудности и проти­воречия общественной жизни. В то же время семья влияет на жизнь общества, ей принадлежит решающая роль в процессе воспроизводства самого человека, продолжения человеческого рода, на нее ложатся боль­шие обязанности в воспитании детей в физическом и духовном развитии личности.

Семья является обязательным фактором нормального воспитания. Дети, воспитывающиеся безучастия семьи, в большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития.

Семья является важнейшим фактором социализа­ции не только для детей, но и для взрослых, стариков. от нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоци­ональное и социальное развитие человека на протяже­нии всей жизни. Физическое развитие связано с нала­женностью и характером быта семьи. На эмоциональном развитии сказывается атмосфера и отношения в семье. В процессе социального развития семья играет большую роль в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуаци­ях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни: и новым социальным условиям.

В семье ребенок получает первые трудовые навыки, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает организовать досуг и развлечения; учится потреблению различных материальных и духовных благ. Семья во многом влияет на выбор будущей профессии. В семье развивается умение ценить и уважать труд других людей: родителей, родственников; происходит воспитание будущего семьянинина.

Воспитание детей в семье - дело сложное, дели­катное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знании в области детской психологии и педагогики.

Как свидетельствует статистика, семьи с двумя­-тремя детьми более стабильны, т. к. дети сближают, скрепляют супружеский союз и повышают ответствен­ность за семью. Супруги реже прибегают к разводам в случаях конфликтных вспышек, носящих, как правило, временный характер. В таких семьях больше семейных дел, совместных проблем и трудностей, а равно и радо­стей, которые несет с собой общение не только между лицами разного пола, но и разного возраста.

Важное значение в воспитании имеют родствен­ные связи между братьями и сестрами. Кровные бра­тья остаются братьями, даже когда у каждого своя жизнь, свои стремления, потому что в их сознании выработался «рефлекс соучастия», который лежит в основе отношений между ними.

Существенную роль в отношениях братьев и сестер играет возраст. Взаимосвязь сильней всего проявляется у погодок и у детей с разницей в два-три года. В отноше­ниях братьев и сестер, разница в годах между которыми значительная, могут возникать сложности.

Если в семье один ребенок, его детство и дальней­шая жизнь во многом обеднены, т. к. он лишается крайне важных родственных связей (брат - сестра), которые делают человека эмоционально богаче, являются ценной психологической поддержкой.

Вместе с тем воспитатели детских садов и педагоги отмечают как закономерность хорошую способность к обучению у единственных детей. Объясняется это тем, что родители единственного ребенка часто имеют выс­шее образование, интеллектуальную творческую рабо­ту. У них есть возможность больше времени уделять ребенку, интересоваться его развитием. Положение любимца и кумира, каковым часто пользуется един­ственный ребенок, создает основу для болезненной самовлюбленности. Достаточно очевидно, что в большой семье легче реализовать в со­знании и поведении ребенка такие нравственные ка­чества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение.        Однодетной семье часто бывает свойствен­но воспитание ребенка по типу «кумир семьи». В одно­детной семье существуют и положительные стороны: расширение возможностей для непосредственных кон­тактов ребенка с родителями, утверждение в ребенке чувства своей значимости для родителей. Будучи бли­же к ребенку, родители больше влияют на развитие его личности.

Воспитание ребенка в неполной семье осуществ­ляется в более трудных условиях. Поэтому чрезвычай­но разумно поступает родитель, один воспитывающий ребенка, когда осмысливает, понимает ситуацию и ищет правильные пути для определения препятствий, чтобы избежать опасности. Необходимо осознать, что источ­ником многих трудностей является сам воспитатель, поэтому он и должен их ликвидировать.

Большое воспитательное влияние на детей оказы­вают бабушки и дедушки, факт их совместного или раздельного проживания. В народе говорят: внуков любят больше, чем собственных детей, более осмыслен­но, более бескорыстно и сосредоточенно. А именно на заинтересованности взрослого и строится ответный интерес, доверие, открытость ребенка, который точно знает, кому важны его заботы и переживания, а кому нет. Если дети младшего возраста испытывают ост­рую потребность в общении с бабушками и дедушками, то подростки и молодые люди все реже обращаются за советом к старшему поколению. У внуков есть другие советчики по всем жизненно важным вопросам, обладающие более широкой эрудицией и абсолютным авто­ритетом: писатели, газеты, журналы, телевидение ­весь этот могучий арсенал просвещения, который ак­кумулирует общечеловеческий опыт. Но помимо общих сведений и суждений, любому человеку важен опыт, накопленный собственной семьей.

Как отмечал В.А. Сухомлинский, «Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью - любо­вью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей».

Важной и неотъемлемой частью семейной педаго­гики является любовь родителей к детям. дефицит родительской любви, особенно в младенчестве, часто ве­дет к невротическим последствиям в подростковом возрасте. для полноценного развития ребенку необхо­дима любовь обоих родителей.

Материнская и отцовская установки по отношению к ребенку соответствуют его собственным потребнос­тям. младенец нуждается в материнской безусловной любви и заботе как физиологически, так и психически.

Ребенок старше 6 лет начинает ощущать необходимость отцовской любви, его авторитета и руководства. Функц­ия матери - обеспечить ребенку безопасность в жиз­ни, функция отца - учить его, руководить им, чтобы он мог справляться с проблемами, которые ставит перед человеком то общество, в котором он родился.

Любить надо уметь. Чрезмерная или недостаточная любовь родителей Может пагубно сказаться на ребен­ке.

Образ жизни родителей, их поведение в значительной степени влияют на воспитание детей. А.С. Мака­ренко писал: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращае­тесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувству­ет, все повороты вашей мысли доходят до него невиди­мыми путями, вы их не замечаете».

Все родители стремятся к завоеванию авторитета у детей, но не всем это удается. Авторитет, «сделанный» специально во имя детей, существовать не может. Его нельзя создать искусственно, нельзя навязать угрозами, роди­тельской властью. Он должен заключаться в самих ро­дителях. Его корни - в поведении родителей, в их идей­ных и культурных интересах, в их поступках, отношении к работе, в мыслях, привычках, чувствах, стремлениях и во всем укладе отцовской и материнской жизни. Если родители будут иметь полные знания о жизни ребенка, проявлять к нему внимание, то он будет их уважать по-настоящему. Зная, чем интересуется ребенок, родители предоставляют ему возможность решать доступные воп­росы самостоятельно, преодолевать препятствия. При этом родители не допускают, чтобы ребенок запутался, приходил в отчаяние. Он чувствует родительское при­сутствие, разумную заботу о нем и готовность серьезно отнестись ко всем его делам.

Определенную роль в формировании авторитета родителей играет их ответственное отношение к сло­ву - приказанию, требованию. Требования должны быть твердыми и серьезными по тону и содержанию.

Сфера свободного времени семьи создает возмож­ности прежде всего для воспитания детей, духовного развития членов семьи, их психической и физической подготовки к дальнейшей трудовой деятельности и т. д. Внутрисемейное общение в рамках межпоколенного общения (родители - дети) приобретает черты воспи­тательной функции и предполагает совместное осуще­ствление супругами досуговых занятий.

Досуговое общение создает наиболее благопри­ятные возможности для эффективной реализации ряда семейных функций,  некоторые из них осуществляют­ся преимущественно в сфере досуга и отдыха, как, например, функция духовного потребления, восстанов­ления физических сил и др.

Особенно большим воспитательным потенциалом в сфере семейного досуга обладают семейные тради­ции. Ими могут быть: семейные праздники, совмест­ные прогулки, выезды за город и др. Традиции как ос­нова, как порядок, принятый всеми членами семьи, способствуют сплочению семейного коллектива.

­

В традициях находит свое выражение культура семьи: рыцарство мужчин и нежность женщин, уважение к старшим и любовь к младшим; чувство такта, неизменное даже в самые ожесточенные моменты спора или обсуждения; великодушие, душевная щедрость, снисходительность, уступчивость, т. е. все то, без чего не может существо­вать семья.

Эффективность воспитания детей в семье зависит от единства требований к ребенку со стороны родите­лей и педагогов (воспитателей детского сада, учителей школы).

Взаимодействие семьи и ДОУ - важнейшее ус­ловие успеха в воспитании детей, но оно возможно в том случае, когда воспитатели и родители становятся  еди­номышленниками, способными вовремя заметить и устранить причины тревожного поведения ребенка; найти эффективные средства включения его в лично­стно и общественно значимую деятельность, обеспечи­вающую развитие внутренних сил и нравственное ста­новление растущего человека.

Однако родители и воспитатели, семья и ДОУ часто не могут услышать и понять друг друга, а значит, помочь детям. Неспособность и нежелание многих воспитетелей видеть собственные педагогические ошибки, неумение анализировать конфликтные ситуации, вскрывать их истинные причины становятся источником конфронта­ции с родителями, постоянных претензий к последним, требований «принять меры», обвинений в нежелании помочь дошкольному учреждению.

Наиболее полезна для детей позиция родителей - ­друзей и помощников ДОУ и позиция воспитателей -­ друзей и помощников семьи. А для установления пра­вильных взаимоотношений с ДОУ необходимо лич­ное общение родителей с учителями и взаимное инфор­мирование друг друга об успехах и неуспехах детей как в воспитании  и развитии в ДОУ, так и в семье.

Категория: Мои статьи | Добавил: Zemlia (28.12.2012) | Автор: Медведева Ирина E
Просмотров: 680 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
создание сайта

Погода

Поиск

Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz