Семья как социальный институт духовно-нравственного
формирования ребенка
У каждого
человека на земле есть самое родное место - то, где находится его отчий дом. В
нём живут самые добрые и прекрасные люди в мире - его семья: мама и отец
братья, сестры, бабушки и дедушки. Мы верим: любовь нашей семьи столь
велика, что близкие всегда придут нам на помощь, оберегут от опасностей, подскажут,
как следует поступить. Любовь близких безгранична: они верят, что мы хорошие,
добрые, честные, старательные... самые-самые лучшие! Они нас очень любят и
отдают всё тепло своих сердец. Так было во все века, есть и будет всегда.
Семья была,
есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой духовно-нравственного формирования личности
ребенка и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за
социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа
его жизни.
Семью можно
определить как обладающую исторически определенной организацией малую социальную
группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью
быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость в
которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном
воспроизводстве населения (А.Г. Харчев).
Семья представляет своего рода
«элементарную частицу» общества. Будучи особой самостоятельной частью, Она в
то же время тесно связана с определенной социальной средой и от нее зависит. В
семье находят отражения все основные достижения, трудности и противоречия
общественной жизни. В то же время семья влияет на жизнь общества, ей
принадлежит решающая роль в процессе воспроизводства самого человека,
продолжения человеческого рода, на нее ложатся большие обязанности в
воспитании детей в физическом и духовном развитии личности.
Семья
является обязательным фактором нормального воспитания. Дети, воспитывающиеся
безучастия семьи, в большей мере подвержены опасности одностороннего или
запоздалого развития.
Семья
является важнейшим фактором социализации не только для детей, но и для взрослых,
стариков. от нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и
социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Физическое развитие
связано с налаженностью и характером быта семьи. На эмоциональном развитии
сказывается атмосфера и отношения в семье. В процессе социального развития
семья играет большую роль в связи с тем, что ее одобрение, поддержка,
безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека,
помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях,
адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни: и новым социальным
условиям.
В семье
ребенок получает первые трудовые навыки, когда участвует в самообслуживании,
оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет,
помогает организовать досуг и развлечения; учится потреблению различных
материальных и духовных благ. Семья во многом влияет на выбор будущей
профессии. В семье развивается умение ценить и уважать труд других людей:
родителей, родственников; происходит воспитание будущего семьянинина.
Воспитание
детей в семье - дело сложное, деликатное, требующее от родителей
заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знании в
области детской психологии и педагогики.
Как
свидетельствует статистика, семьи с двумя-тремя детьми более стабильны, т. к.
дети сближают, скрепляют супружеский союз и повышают ответственность за семью.
Супруги реже прибегают к разводам в случаях конфликтных вспышек, носящих, как
правило, временный характер. В таких семьях больше семейных дел, совместных
проблем и трудностей, а равно и радостей, которые несет с собой общение не
только между лицами разного пола, но и разного возраста.
Важное
значение в воспитании имеют родственные связи между братьями и сестрами. Кровные
братья остаются братьями, даже когда у каждого своя жизнь, свои стремления,
потому что в их сознании выработался «рефлекс соучастия», который лежит в
основе отношений между ними.
Существенную
роль в отношениях братьев и сестер играет возраст. Взаимосвязь сильней всего
проявляется у погодок и у детей с разницей в два-три года. В отношениях
братьев и сестер, разница в годах между которыми значительная, могут возникать
сложности.
Если в семье один ребенок, его детство и дальнейшая жизнь во многом обеднены,
т. к. он лишается крайне важных родственных связей (брат - сестра), которые
делают человека эмоционально богаче, являются ценной психологической
поддержкой.
Вместе с тем
воспитатели детских садов и педагоги отмечают как закономерность хорошую способность
к обучению у единственных детей. Объясняется это тем, что родители
единственного ребенка часто имеют высшее образование, интеллектуальную
творческую работу. У них есть возможность больше времени уделять ребенку,
интересоваться его развитием. Положение любимца и кумира, каковым часто
пользуется единственный ребенок, создает основу для болезненной
самовлюбленности. Достаточно очевидно, что в большой семье легче реализовать в
сознании и поведении ребенка такие нравственные качества, как чуткость,
человечность, ответственность, уважение. Однодетной
семье часто бывает свойственно воспитание ребенка по типу «кумир семьи». В
однодетной семье существуют и положительные стороны: расширение возможностей
для непосредственных контактов ребенка с родителями, утверждение в ребенке
чувства своей значимости для родителей. Будучи ближе к ребенку, родители
больше влияют на развитие его личности.
Воспитание
ребенка в неполной семье осуществляется в более трудных условиях. Поэтому
чрезвычайно разумно поступает родитель, один воспитывающий ребенка, когда
осмысливает, понимает ситуацию и ищет правильные пути для определения
препятствий, чтобы избежать опасности. Необходимо осознать, что источником
многих трудностей является сам воспитатель, поэтому он и должен их
ликвидировать.
Большое
воспитательное влияние на детей оказывают бабушки и дедушки, факт их
совместного или раздельного проживания. В народе говорят: внуков любят больше,
чем собственных детей, более осмысленно, более бескорыстно и сосредоточенно. А
именно на заинтересованности взрослого и строится ответный интерес, доверие,
открытость ребенка, который точно знает, кому важны его заботы и переживания, а
кому нет. Если дети младшего возраста испытывают острую потребность в общении
с бабушками и дедушками, то подростки и молодые люди все реже обращаются за
советом к старшему поколению. У внуков есть другие советчики по всем жизненно
важным вопросам, обладающие более широкой эрудицией и абсолютным авторитетом:
писатели, газеты, журналы, телевидение весь этот могучий арсенал просвещения,
который аккумулирует общечеловеческий опыт. Но помимо общих сведений и
суждений, любому человеку важен опыт, накопленный собственной семьей.
Как отмечал
В.А. Сухомлинский, «Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных.
Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой
верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях,
где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают
людей».
Важной и
неотъемлемой частью семейной педагогики является любовь родителей к детям.
дефицит родительской любви, особенно в младенчестве, часто ведет к
невротическим последствиям в подростковом возрасте. для полноценного развития
ребенку необходима любовь обоих родителей.
Материнская
и отцовская установки по отношению к ребенку соответствуют его собственным
потребностям. младенец нуждается в материнской безусловной любви и заботе как
физиологически, так и психически.
Ребенок
старше 6 лет начинает ощущать необходимость отцовской любви, его авторитета и
руководства. Функция матери - обеспечить ребенку безопасность в жизни,
функция отца - учить его, руководить им, чтобы он мог справляться с проблемами,
которые ставит перед человеком то общество, в котором он родился.
Любить надо
уметь. Чрезмерная или недостаточная любовь родителей Может пагубно сказаться на
ребенке.
Образ жизни
родителей, их поведение в значительной степени влияют на воспитание детей. А.С.
Макаренко писал: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не
думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете
или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент
вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете
с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами,
как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение.
Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей
мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».
Все родители
стремятся к завоеванию авторитета у детей, но не всем это удается. Авторитет,
«сделанный» специально во имя детей, существовать не может. Его нельзя создать
искусственно, нельзя навязать угрозами, родительской властью. Он должен
заключаться в самих родителях. Его корни - в поведении родителей, в их идейных
и культурных интересах, в их поступках, отношении к работе, в мыслях,
привычках, чувствах, стремлениях и во всем укладе отцовской и материнской
жизни. Если родители будут иметь полные знания о жизни ребенка, проявлять к
нему внимание, то он будет их уважать по-настоящему. Зная, чем интересуется
ребенок, родители предоставляют ему возможность решать доступные вопросы
самостоятельно, преодолевать препятствия. При этом родители не допускают, чтобы
ребенок запутался, приходил в отчаяние. Он чувствует родительское присутствие,
разумную заботу о нем и готовность серьезно отнестись ко всем его делам.
Определенную
роль в формировании авторитета родителей играет их ответственное отношение к
слову - приказанию, требованию. Требования должны быть твердыми и серьезными
по тону и содержанию.
Сфера
свободного времени семьи создает возможности прежде всего для воспитания
детей, духовного развития членов семьи, их психической и физической подготовки
к дальнейшей трудовой деятельности и т. д. Внутрисемейное общение в рамках
межпоколенного общения (родители - дети) приобретает черты воспитательной
функции и предполагает совместное осуществление супругами досуговых занятий.
Досуговое
общение создает наиболее благоприятные возможности для эффективной реализации
ряда семейных функций, некоторые из них
осуществляются преимущественно в сфере досуга и отдыха, как, например, функция
духовного потребления, восстановления физических сил и др.
Особенно
большим воспитательным потенциалом в сфере семейного досуга обладают семейные
традиции. Ими могут быть: семейные праздники, совместные прогулки, выезды за
город и др. Традиции как основа, как порядок, принятый всеми членами семьи,
способствуют сплочению семейного коллектива.
В традициях
находит свое выражение культура семьи: рыцарство мужчин и нежность женщин,
уважение к старшим и любовь к младшим; чувство такта, неизменное даже в самые
ожесточенные моменты спора или обсуждения; великодушие, душевная щедрость,
снисходительность, уступчивость, т. е. все то, без чего не может существовать
семья.
Эффективность
воспитания детей в семье зависит от единства требований к ребенку со стороны
родителей и педагогов (воспитателей детского сада, учителей школы).
Взаимодействие
семьи и ДОУ - важнейшее условие успеха в воспитании детей, но оно возможно в
том случае, когда воспитатели и родители становятся единомышленниками, способными вовремя
заметить и устранить причины тревожного поведения ребенка; найти эффективные
средства включения его в личностно и общественно значимую деятельность,
обеспечивающую развитие внутренних сил и нравственное становление растущего
человека.
Однако
родители и воспитатели, семья и ДОУ часто не могут услышать и понять друг
друга, а значит, помочь детям. Неспособность и нежелание многих воспитетелей
видеть собственные педагогические ошибки, неумение анализировать конфликтные
ситуации, вскрывать их истинные причины становятся источником конфронтации с
родителями, постоянных претензий к последним, требований «принять меры»,
обвинений в нежелании помочь дошкольному учреждению.
Наиболее
полезна для детей позиция родителей - друзей и помощников ДОУ и позиция
воспитателей - друзей и помощников семьи. А для установления правильных
взаимоотношений с ДОУ необходимо личное общение родителей с учителями и
взаимное информирование друг друга об успехах и неуспехах детей как в
воспитании и развитии в ДОУ, так и в
семье.
|