Праздник Ивана Купалы: история и традиции
Иван Купала (Иванова
ночь, Иванов день) — один из главных праздников календаря славян,
совпадающий с Рождеством Иоанна Крестителя. После перехода на новый
стиль праздник приходится на 7 июля, точнее, в ночь на 7 июля. Некоторые
европейские страны отмечают Иванов день или День святого Ивана (подобие
Ивана Купалы) по старому стилю, в дни летнего солнцестояния —
с 20 по 26 июня.
Купальский
праздник издревле был одним из самых ярких
и почитаемых у восточных славян. Его языческий характер сохранялся
на протяжении веков. Значимость праздника обуславливалась тем, что
отмечался он на рубеже двух периодов солнечного годового цикла, который
лежал в основе древнего земледельческого календаря. Это было время
наивысшей солнечной активности с последующим изменением движения солнца
по небосводу, которое, как полагал народ, поворачивало или
«сдвигалось» на зиму. В результате такого «сдвига» светило
в последующие месяцы календарного года постепенно «угасало»: день
становился короче, а ночь длиннее.
В христианском
мировоззрении образ «уходящего» солнца стал восприниматься как символ
Иоанна Предтечи, дата рождения которого совпадала с днем летнего
солнцеворота. В восточной и западной традициях святой наделялся такими
эпитетами как свет, светоч, предшествующий Солнцу, соотносимому
с образом Иисуса Христа.
В рамках народного
календаря Иван Купала образовывал единый праздничный цикл вместе с днями
Аграфены Купальницы (6 июля) и святых апостолов Петра и Павла (Петров
день, 12 июля).
Купальские праздники
совершались во времена язычества в честь Бога Солнца, супругой
которого была светоносная Заряда, Заря-зарница, красная девица.
На это время приходился
период наивысшего расцвета природы: солнце находилось в зените,
растительность достигала пика цветения, начиналось созревание плодов; день
считался самым длинным в году, а ночь — самой короткой. В
сознании крестьян магическая сила огня, воды, земли, растительности была
в этот период настолько велика, что им приписывали охранительные,
очистительные, продуцирующие, целебные свойства. Приобщение к этой силе
обеспечивало удачу на год.
В то же время календарный
период, на который приходились купальские праздники, считался наиболее «опасным»
(наравне со Святками): по поверьям, в это время активизировались
потусторонние силы. Особенно страшной в глазах крестьян была купальская
ночь; она же являлась апогеем праздника, так как именно в это время
совершались основные обрядовые действия.
Купальский праздник связан
с природными стихиями — огнем, выступающим обычно
в двух ипостасях: земной и небесной (солнце), и водой.
Тема огня
в купальской традиции выражена в ритуалах возжигания купальских
костров и в широко распространенном поверье, согласно которому солнце
в этот день «играет», «купается». Старики с помощью трения сухих
палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых
ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом
солнца.
Омовение водой
представляло собой массовые купания людей в водных источниках, умывание
или обмывание водой или росой, мытье в банях, обливание водой.
Обряды с водой могли
совершаться ночью, на рассвете, в перерыве между церковными
службами — утренней и обедней. Повсеместно бытовало представление
об оздоровляющем действии купальского омовения. Человек, отказавшийся
купаться, подозревался в колдовстве.
Популярны были также
поверья и ритуалы, связанные с растительным миром. Люди опоясывались
перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили
хороводы, пели песни.
Повсеместно были
распространены рассказы о необычных явлениях, происходивших в это
время с растениями, об их чудодейственной силе. Знающие
и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари,
в Иванову ночь собирали целебные коренья и травы на весь год.
Представление о том, что травы в Иванов день имеют особую силу,
благотворно влияющую на здоровье людей, нашло отражение в обычае
заготавливать банные веники именно с Ивана Купалы.
Традиционное действо
в ночь на Ивана Купалу — поиск цветущего папоротника. Папоротник считался одним
из самых загадочных, колдовских растений. По народным поверьям, цветущий
папоротник не только исполняет сокровенные желания, но и помогает
отыскивать клады.
Считалось, что
не только цветок папоротника обладает волшебством, но и расцветающая
перелет-трава. Перелет-трава, по народному поверью, может переносить
за тридевять земель. А если в ночь на Ивана Купалу сорвешь
одолень-траву, то не страшны тебе будут враги.
Праздник Ивана Купалы
повсеместно считался праздником молодежи и молодых пар. Парни,
как правило, объединялись на время купальской ночи в группы,
которые ходили по деревне, шумели и буянили, заваливали хозяйственным
инвентарем и дровами, хранящимися во дворе, ворота и двери,
закладывали трубы.
В этот день примечали:
сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов, на Иванову ночь
звездно — много будет грибов.
Материал подготовлен
на основе информации открытых источников