Федеральные
государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования
I. Общие положения
1.1. Настоящие федеральные государственные требования устанавливают нормы и
положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную
аккредитацию (далее – образовательные учреждения), в части определения
структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том
числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части
основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками
образовательного процесса.
1.2. Федеральные требования учитывают особенности реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями
здоровья.
1.3. На основе федеральных требований разрабатываются:
- примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования;
- примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями
здоровья.
1.4. На основе федеральных требований осуществляется экспертиза основных
общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании образовательной
деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.
II. Требования к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
2.1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее –
Программа) разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном
учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ
дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным
федеральным государственным органом на основе федеральных требований.
2.2. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса
для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры,
развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок
учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и
укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в
физическом и (или) психическом развитии детей.
2.3. Содержание Программы включает совокупность образовательных областей,
которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому,
социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
2.4. Программа должна:
- соответствовать принципу
развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетать принципы научной
обоснованности и практической применимости (содержание программы должно
соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике
дошкольного образования);
- соответствовать критериям
полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели
и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально
приближаться к разумному «минимуму»);
- обеспечивать единство
воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования
детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются
такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к
развитию детей дошкольного возраста;
- строиться с учетом принципа
интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями
образовательных областей;
- основываться на
комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривать решение
программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и
детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках
непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных
моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагать построение
образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом
деятельности для них является игра.
2.5. Программа состоит из двух частей:
1) обязательной части;
2) части, формируемой участниками образовательного процесса.
2.6. Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом
образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу
дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к
школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для
успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего
образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности
обязательная часть Программы включает в себя деятельность по квалифицированной
коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с
ограниченными возможностями здоровья.
2.7. Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса,
отражает:
1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений
деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для
обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению
санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и
процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому,
художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по
квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом
развитии детей с ограниченными возможностями здоровья);
2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий,
в которых осуществляется образовательный процесс.
2.8. Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80%
времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от
возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида
группы, в которой Программа реализуется.
2.9. Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени,
необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками
образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы.
2.10. В зависимости от направленности функционирующих в образовательном
учреждении групп детей дошкольного возраста – общеразвивающей, компенсирующей,
оздоровительной или комбинированной – могут применяться различные варианты
соотношения обязательной части Программы и части, формируемой участниками
образовательного процесса, с учетом приоритетной деятельности образовательного
учреждения.
Для всех образовательных учреждений, имеющих группы для детей старшего
дошкольного возраста, в Программе отражается приоритетная деятельность
образовательного учреждения по обеспечению равных стартовых возможностей для
обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную
образовательную программу начального общего образования.
2.11.Общий объем обязательной части Программы, рассчитывается в соответствии
с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой
дошкольного образования и включает время, отведенное на:
- образовательную деятельность,
осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности
(игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
- образовательную
деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную
деятельность детей;
- взаимодействие с семьями
детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образования.
2.12.Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы
для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая должна быть
реализована в группах компенсирующей и комбинированной направленности,
рассчитывается с учетом направленности программы, в соответствии с возрастом
воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного
образования и включает время, отведенное на:
- образовательную
деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов
детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной,
чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или)
психическом развитии детей;
- образовательную
деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и
(или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную
деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья.
2.13.В группах сокращенного дня и кратковременного пребывания в целях
сохранения качества дошкольного образования приоритетной является
образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных
видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной, чтения), и образовательная
деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
2.14.Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:
1) пояснительная записка;
2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;
3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми
образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность»,
«Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной
литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями
здоровья);
5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной
программы дошкольного образования;
6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения
Программы.
III. Требования к разделам
обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного
образования
3.1. Пояснительная записка должна раскрывать:
1) возрастные и индивидуальные особенности контингента детей,
воспитывающихся в образовательном учреждении; приоритетные направления
деятельности образовательного учреждения по реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования;
2) цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации
основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
3) особенности осуществления образовательного процесса
(национально-культурные, демографические, климатические и другие);
4) принципы и подходы к формированию Программы.
3.2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
включает:
1) описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости
от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей,
предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации всех видов
детской деятельности;
2) проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с
контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями.
3.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми
образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность»,
«Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной
литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на развитие
физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи
психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и
личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех
образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой
образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
3.3.1. Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено
на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к
занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение
следующих специфических задач:
- развитие физических
качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение
двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у
воспитанников потребности в двигательной активности и физическом
совершенствовании.
3.3.2. Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на
достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья
через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление
физического и психического здоровья детей;
- воспитание
культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных
представлений о здоровом образе жизни.
3.3.3. Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на
достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности
и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего
мира) через решение следующих задач:
- формирование представлений
об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах
поведения в них;
- приобщение к правилам
безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о
правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира
транспортного средства;
- формирование осторожного и
осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и
окружающего мира природы ситуациям.
3.3.4. Содержание образовательной области «Социализация» направлено на
достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и
включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- развитие игровой
деятельности детей;
- приобщение к элементарным
общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
(в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской
принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому
сообществу.
3.3.5. Содержание образовательной области«Труд» направлено на достижение
цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих
задач:
- развитие трудовой
деятельности;
- воспитание ценностного
отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных
представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого
человека.
3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на
достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального
развития детей через решение следующих задач:
- сенсорное развитие;
- развитие
познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной)
деятельности;
- формирование элементарных
математических представлений;
- формирование целостной
картины мира, расширение кругозора детей.
3.3.7. Содержание образовательной области «Коммуникация»направлено на
достижение целей овладения конструктивными способами и средствами
взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного
общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов
устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи,
произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и
монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение
воспитанниками нормами речи.
3.3.8. Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы»
направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении
(восприятии) книг через решение следующих задач:
- формирование целостной
картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной
речи;
- приобщение к словесному
искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического
вкуса.
3.3.9. Содержание образовательной области «Художественное творчество»
направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне
окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении
через решение следующих задач:
- развитие продуктивной
деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского
творчества;
- приобщение к
изобразительному искусству.
3.3.10. Содержание образовательной области «Музыка»направлено на достижение
цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку
через решение следующих задач:
- развитие
музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному
искусству.
Основные общеобразовательные программы содержат перечень необходимых для
осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, технологий,
методических пособий.
3.4. Раздел программы «Содержание коррекционной работы» разрабатывается при
воспитании в образовательном учреждении детей дошкольного возраста с ограниченными
возможностями здоровья.
Содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение
коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных
категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям
этой категории в освоении Программы.
Содержание коррекционной работы должно обеспечивать:
- выявление особых
образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья,
обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- осуществление
индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям
с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- возможность освоения
детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в
образовательном учреждении.
Указанный раздел должен содержать перечень, содержание и план реализации
индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих
удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными
возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение
ими Программы, предусматривающих в том числе:
- описание системы
комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса,
включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью
выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики
развития детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной
программы дошкольного образования, планирование коррекционных мероприятий;
- описание специальных
условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями
здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности,
использование специальных образовательных программ и методов обучения и
воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов,
технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям
необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных
занятий.
В содержании коррекционной работы должно быть отражено взаимодействие в
разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов
образовательного учреждения (музыкального руководителя, воспитателя или
инструктора по физической культуре, других педагогов), специалистов в области
коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и
других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям с
ограниченными возможностями здоровья. В случае невозможности комплексного
усвоения воспитанником Программы из-за тяжести физических и (или) психических
нарушений, подтвержденных в установленном порядке
психолого-медико-педагогической комиссией, содержание коррекционной работы
формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование
практически-ориентированных навыков.
3.5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной
программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной
программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества
ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:
- физически развитый,
овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка
сформированы основные физические качества и потребность в двигательной
активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические
процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
- любознательный, активный.
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей,
мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит
экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной
жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений
обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное
участие в образовательном процессе;
- эмоционально отзывчивый.
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам
сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения
изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир
природы;
- овладевший средствами
общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок
адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет
диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и
взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия
при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или
сверстником, в зависимости от ситуации;
- способный управлять своим
поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных
представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила
поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными
желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными
ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо».
Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение
конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила),
в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
- способный решать
интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы
деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым,
так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы
решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и
воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
- имеющий первичные представления
о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет
представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других
людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и
взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об
обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;
о мире;
- овладевший универсальными
предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по
образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- овладевший необходимыми
умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые
для осуществления различных видов детской деятельности.
Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования
интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения
Программы по всем направлениям развития детей.
3.6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения
Программы (далее – система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход
к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять
осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта,
форм, периодичности и содержания мониторинга.
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные
качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок,
критериально-ориентированных методик нетестового типа,
критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным
требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко
формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко
формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов,
обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и
должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей,
сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не
нарушать ход образовательного процесса.
Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными
программами обучения и воспитания детей.
Обязательным требованием к построению системы мониторинга является
использование только тех методов, применение которых позволяет получить
необходимый объем информации в оптимальные сроки.
|