Меню сайта

Форма входа

плеер

Категории раздела
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15

Главная

Мой профильРегистрация

ВыходВход
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт старшего воспитателя
 Медведевой Ирины

Пятница, 19.04.2024, 11:19

Дайджест

Гержина,  Т.И.  Внедрение федеральных государственных требований в дошкольное образование/ Т.И. Гержина,   О.Н. Комисарова, М.Н.  Полина // Методист. – 2011. - №7. – С.66-68

Ключевые слова: ФГТ – федеральные государственные требования, ООП – основная образовательная программа, цель деятельности, содержание образовательной области, качество дошкольного образования.

Основные идеи статьи (краткая аннотация): В статье раскрывается содержание понятия федеральные государственные требования, которые позволяют упорядочить и регламентировать отдельные стороны процесса реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, дают толчок для развития системы в целом.

Авторы проводят анализ отличий временных (примерных) требований и новых федеральных требований.

Главная цель введения ФГТ – сохранение и развитие психического и физического здоровья ребенка, развитие творческого потенциала личности дошкольника, воспитание личности, активно осваивающей окружающий мир и обладающей ключевыми компетенциями, создание условий для проявления самостоятельности, инициативы, творчества.

Модель образовательного процесса включает взаимосвязь основных направлений работы, видов деятельности детей, образовательных областей, форм образовательной деятельности.

Основные направления развития – физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое.

Совокупность образовательных областей – физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, имеют свои цели и задачи.

 

Микляева, Н.В. Развитие дошкольного образования в контексте внедрения ФГТ / Н.В. Микляева // Управление ДОУ. – 2011. - №6,7. – С.21-30 19-32.

Ключевые слова: федеральные государственные требования; общая культура личности; социальная направленность образования; специфика интеграции; соотнесение содержания образовательных областей с результатами мониторинга; отражение ФГТ в структуре образовательной программы ДОУ; комплексно-тематическая модель образовательного процесса.

Основные идеи статьи (краткая аннотация): автор акцентирует внимание на том, что образование определяет идеальную цель воспитания и обучения детей в той или иной  социальной системе и определяется конкретно-историческими условиями, которые характеризуют каждый временной период развития той или иной страны.  В трудное для государства время создаются условия для «бифуркации» (раздвоение линий развития образовательной системы в стране и формулировка новой цели образования), которая определяется представлениями об идеальном гражданине страны в будущем.

Для периода «бифуркации» характерно изучение успешности собственной образовательной системы, анализ своего и зарубежного педагогического опыта, выбор направлений развития: использование собственного потенциала развития или применение наиболее значимых обобщений чужого педагогического опыта. Автор отмечает «соответствие» ФГТ международным требованиям (одним из положений Болонского процесса сводится к обеспечению социальной направленности образования).

Автор подробно рассматривает ключевые моменты ФГТ предлагает свою точку зрения:

  • выражает сомнение по поводу рациональности исключения традиционной формы обучения дошкольников – занятий фронтальных, групповых и индивидуальных, на которых  формируются отдельные учебные навыки и умения, но не отрицает возможности «перевода учебных действий в мир социальных отношений»;
  • анализирует и соотносит направления реализации программы и содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, осуществление интеграции образовательных областей в рамках направлений развития детей;
  • демонстрирует отражение ФГТ в структуре образовательной программы  ДОУ;
  • отмечает достоинства комплексно-тематической модели образовательного процесса (создание единого содержательно-смыслового поля),  которая имеет также недостатки (нарушение принципа систематичности последовательности, ситуативный подход к планированию).

Предупреждение рисков автор видит в разработке методических требований к созданию и реализации ООП ДО на федеральном и региональном уровнях; положения о проектировании и оценке качества образовательной программы на базе детского сада; методических пособий, описывающих технологию разработки программы и экспертной оценки на основе общеобразовательной программы коллективом ДОУ.

 

Майер, А.А., Багаутдинова, С.Ф. Проблемы проектирования общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольная педагогика. – 2011. - № 5. – С.14-18.

Ключевые слова: модернизация дошкольного образования,федеральные государственные требования, основная общеобразовательная программа дошкольного образования

Основные идеи статьи (краткая аннотация):

Новые инициативы, особенно в дошкольном образовании, зачастую вызывают смешанную реакцию педагогической общественности. Из опыта своей деятельности и анализа сходных ситуаций авторы предполагают, что большинство педагогов и образовательных учреждений будут испытывать затруднения, как по форме исполнения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ), так и по содержанию работы в области конструирования и реализации образовательных программ. Развитие программно-методического обеспечения дошкольного образования постепенно становится адекватным современным ожиданиям общества, контролируемым со стороны основных заказчиков и направленным на удовлетворение потребностей детей. По мнению авторов, ориентиром в оценке работоспособности и действенности образовательной программы ДОУ должна стать система результатов в профессиональном развитии педагогов, в образовательных достижениях ребенка, удовлетворенности социальных запросов родителей.
Рассмотренные в статье недостатки являются скорее ориентирами и критериями успешности конструирования и реализации образовательной программы. Авторы надеются, что их учет и ориентация на избегание подобных ошибок позволят образовательному учреждению создавать авторский продукт, максимально соответствующий существующим требованиям и регламентам.

 

Стародубцева, И.В. Организация зарядки в младших группах детского сада с привлечением старших дошкольников //Начальная школа плюс До и После. – 2011. - № 11. – С.87-90.

Ключевые слова:утренняя зарядка, дошкольники, физическое воспитание, развитие личности, комплексы общеразвивающих упражнений, подготовка ребенка-инструктора

Основные идеи статьи (краткая аннотация): Утренняя зарядка является неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а её основная задача состоит в том, чтобы привести ребёнка в бодрое состояние, активизировать работу физиологических систем организма и содействовать тем самым увеличению работоспособности дошкольника.

Однако исследования последних лет свидетельствуют о том, что грамотно организованная деятельность в процессе утренней зарядки может стать мощным фактором стимулирования не только физиологических, но и психосоциальных функций ребёнка.

В статье поднимается проблема поиска средств и методов актуализации развивающего потенциала утренней зарядки в детском саду; обобщается опыт проведения зарядки у младших детей с участием старших дошкольников; рассматриваются результаты влияния экспериментальной работы на личность ребёнка. Приводятся конкретные примеры раздаточного материала для старших дошкольников, содержащего описание общеразвивающих упражнений.

 

Семенова, Л.Э., Семенова, В.Э. Гендерный подход как одно из условий модернизации современного дошкольного образования, определяемый Федеральными государственными требованиями // Дошкольная педагогика. – 2011. - № 7. – С.23-26.

Ключевые слова: тендерная социализация, социальное конструирование гендера, тендерный субъект, тендерная субъектность

Основные идеи статьи (краткая аннотация): Современный этап развития образования в целом и дошкольного в частности характеризуется тем, что одним из наиболее значимых направлений в его реформировании и модернизации является замена традиционных ценностей обучения ребенка на ценности развития личности.

В связи с этим особую актуальность приобретает задача достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для всестороннего развития личности ребенка, способной реализовывать себя в социальном пространстве.

В качестве одной из значимых образовательных областей выделяется «Социализация». Ее содержание направлено на освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

  • развитие игровой деятельности;
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам (в том числе моральным) взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
  • формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Как показывает анализ современной нормативно-правовой базы, обеспечивающей качество дошкольного образования и регламентирующей деятельность ДОУ по его реализации, одной из приоритетных задач развития дошкольника, способствующей интеграции подрастающего поколения в современный социум, является задача по обеспечению тендерной социализации дошкольников, под которой авторы понимают процесс усвоения индивидом культурной системы тендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами.

 

Нельсон, А. Игра как опосредованное действие. Гендерный аспект / А.Нельсон // Психологическая наука и образование. – 2011. - №2. – С.92-100

Ключевые слова: гендерные стереотипы, игрушки, игра как опосредованное действие, Я-форма и С-форма, артефакты, дизайн игрушки, маскулинные и феминные образы, игровые действия, игрушка как культурный текст.

Основные идеи статьи (краткая аннотация): в статье представлено эмпирическое исследование детской игры с фигурами людей, где предпринимается попытка преодолеть двойственность между позициями индивидуальность-общество (действие человека понимается как отношение между человеком и обществом), актер-структура.

Основная идея состоит в том, что действие человека всегда должно пониматься как отношение между человеком и обществом. Это в существенной мере относится к детской игре с игрушками. Игра может быть понята как создание воображаемого мира - «как будто», что связывает ее с фантазией. Согласно Л. С. Выготскому любая человеческая деятельность содержит творческий потенциал и фантазию, которые не возникают и не развиваются в культурном вакууме, из ничего. Детская игра, основанная на творческом потенциале и фантазии ребенка, тесно связана с реальным миром, с которым он прямо или косвенно взаимодействует, - она возникает в этом реальном мире и отражает его. Игрушки являются его существенной частью и как материальные объекты, и как репрезентации социальных и культурных практик.

Детская игрушка рассматривается как артефакт, неразрывно связанный с обществом его создающим. Он акцентирует внимание на важности игрушек для процессов социализации, в которых дети узнают об окружающем мире и входят в существующие общественные и культурные деятельности и общности. Отмечается, что игрушки представляющие людей, как символы, могут иллюстрировать вариации в человеческих характеристиках. Представленные в современной игрушке образы мужественности и женственности стереотипны и идеи о ролях и идентичностях специально выстроены.

Согласно социокультурной теории, любое человеческое действие связано с социальным, культурным и институциональным контекстом. Именно благодаря использованию исторически сложившихся артефактов, люди в буквальном смысле врастают в общество, становятся его частью, присваивают деятельности и действия, принятые здесь. Гендерные темы прочно встроены в идеологию детских игрушек и опосредуют детскую игру. Когда люди используют те или иные артефакты, они действуют в пределах их собственной субъектности, но в то же самое время они неизбежно ориентируются на те смыслы и значения, которые другие люди встроили в них.

В статье рассматриваются особенности игровых действий мальчиков и девочек (мальчики выбирают маскулинные образы и идентифицируют с ними себя: Я-форма; девочки выбирают феминные образы и наделяют их партнерской ролью: С-форма). Обращается внимание на то, что на характер игры ребенка оказывает влияние дизайн куклы. Кукольные аксессуары в игре девочек помогают идентифицировать (КТО кукла, ЧТО девочка будет делать с куклой). Мальчики аксессуары используют для обозначения маскулинности и определения действий куклы (т.е. своих действий в образе куклы).

Главная цель этой статьи состоит в том, чтобы проиллюстрировать, как особенности игрушек и заложенный в них потенциал игровых действий расширяют и ограничивают различные способы игры. Сталкиваясь в игре с такими ограничениями, дети находят способы преодолеть их. Они не пассивно ассимилируют все, что вложено разработчиками и дизайнерами в игрушки, но расширяют ее возможности для реализации собственного замысла.

Архив записей

создание сайта
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Погода

Поиск

Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz